• Конфликты в общении: как их избежать? *

    • 14.09.2010
    • Опубліковано : admin
    • 0 Коментар
    • 143
    • Роздрукувати

    Конфликт в психологии определяется как “столкновение противоположно направленных совместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, межличностных воздействиях или в межличностных взаимоотношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными переживаниями”

    В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая:

    · либо противоречивые позиции сторон по какому-либо вопросу, поводу;

    · либо противоположные цели и средства их достижения в данных обстоятельствах;

    · либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.

    Общая черта часто конфликтующих людей – недостаток гибкости, т.е. способности измениться в соответствии с требованиями среды, ситуации, момента.

    У одних это проявляется в чрезмерной подвижности, неторопливости, у других, наоборот в инертности, заторможенности.

    Так, экстраверт (человек с преимущественной направленностью на мир внешних объектов) подчас открыто высмеивает интроверта (человека с преимущественной направленностью на собственный, субъективный мир), который ему представляется “хитрым”, “зазнающимся”, либо “злым” человеком; ригидный (инертный) субъект выражает свое презрение мобильному как; “балаболке” и “попрыгунчику”. В такой ситуации исходное расхождение характеров легко; обрастает взаимными обидами, основанными на ущемлении достоинства (либо амбиций) конфликтующих.

    Если “жало” конфликта заключается в психологической несовместимости людей, то следует ЗАПОМНИТЬ: человека надо принимать таким, какой он есть, поняв его индивидуальные особенности.

    Избежать ненужных ссор и обид можно, зная особенности негативных проявлений межличностного реагирования.

    К наиболее типичным негативным (примитивным) реакциям относятся:

    Реакция амбиции: Проявляется в том, что получив информацию, придающую вес или значение другому лицу, субъект незамедлительно старается принизить его значение, одновременно подчеркивая собственный вес в глазах других. Предметом похвалы может быть что угодно: больной хвалится болезнью; нищий тем, что он более нищ, чем его собеседники; преступник -тем, что он более преступен, чем его слушатели -преступники и т.д.

    Реакция самодовольства: Получив какие-либо блага, иной субъект тут же хвастает этим перед другими. Причем особое удовольствие ему доставляет проявление зависти со стороны других.

    Реакция злорадства: Видя неудачу или провал кого-либо из окружающих, субъект не скрывает своей радости: “Мало, чтобы мне было хорошо: надо чтобы другим было плохо”.

    Реакция агрессии: Чувствуя безнаказанность, субъект оскорбляет, угрожает, а то и пускает в ход грубую силу. Агрессивность такого субъекта отличается несоразмерной с ситуацией жестокостью. Она объясняется раздутой амбицией и глубокой нечувствительностью к страданиям другого.

    Честные и равноправные отношения между людьми возможны только там, где усмирены и дискредитированы реакции: амбиции, самодовольства, зависти, злорадства и т.д.

    Важным условием эффективного общения является умение слушать:

    Слушание – это не только молчание, а более сложный процесс, в ходе которого межу людьми устанавливаются связи, возникает взаимопонимание. Важным моментом общения является момент обратной связи, благодаря которому у собеседника создается впечатление, что он говорит не в пустоту, а с человеком, который слушает и понимает его. В любом высказывании имеется два уровня: информационный и эмоциональный. Обратная связь тоже может быть двух видов – отражение информации и отражение чувств говорящего.

    Реакция слушателя, приемы слушания могут быть различными:

    Глухое молчание (видимое отсутствие реакции).

    Поддерживание (“ага”, “угу”, “да-да”, кивание подбородком).

    Эхо-реакция – повторение последнего слова говорящего.

    Зеркало”- повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов.

    Парафраз” – передача содержания высказывания партнера другими словами.

    Побуждение (“Ну и… что дальше?”).

    Уточняющие вопросы (“Что ты имел ввиду?”).

    Наводящие вопросы (Что? Где? Когда? Почему? Зачем?).

    Оценки, советы.

    Продолжение (когда слушатель вклинивается в речь и пытается завершить фразу, подсказывает слова).

    Эмоции (“ух”, “ах”, “здорово”, “смех”, “скорбная мина”).

    Хамоватые реакции” (“глупости”, “ерунда все это”).

    Расспрашивание (задает вопрос за вопросом, не объясняя цели).

    Пренебрежение к партнеру (не обращает на него внимания, не слушает, игнорирует партнера, его слова).

     

    * – Азарова Т.В., Абрамов Л.К. Общественно-деловые отношения НГО – Кировоград, ЦПТИ, 1999 – 80 с.

     

Немає коментарів

Додати коментар

Ваша електронна адреса не буде опублікована. Обов'язкові поля позначені *

Календар подiй

Листопад
2024
П
В
С
Ч
П
С
Н
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Грудень
2024
П
В
С
Ч
П
С
Н
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Січень
2024
П
В
С
Ч
П
С
Н
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Лютий
2024
П
В
С
Ч
П
С
Н
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Березень
2024
П
В
С
Ч
П
С
Н
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Квітень
2024
П
В
С
Ч
П
С
Н
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Травень
2024
П
В
С
Ч
П
С
Н
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Найближчі події

ПІДТРИМАТИ НАШУ ДІЯЛЬНІСТЬ

Найменування юридичної особи – Громадська організація “Кіровоградське обласне об’єднання громадян «Інститут соціокультурного менеджменту”.

Код ЄДРПОУ – 26114563.

Номер рахунку -UA523052990000026008015106552

Призначення переказу – Безповоротна фінансова допомога