Процедура общения включает в себя следующие этапы:
• Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
• Ориентировка в целях общения, в ситуациях общения.
• Ориентировка в личности собеседника.
• Планирование содержания своего общения, человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно он скажет.
• Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться; решает как будет говорить, что сказать.
• Восприятие и оценка ответной реакции, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
• Корректировка направления, стиля, методов общения.Если какое-либо из звеньев актов общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения и оно окажется неэффективным.
Умение общаться называют:
– “социальным умом”;
– “практически-психологическим умом”
– “коммуникативной компетентностью”
– “коммуникабельностью”
* – Азарова Т.В., Абрамов Л.К. Общественно-деловые отношения НГО – Кировоград, ЦПТИ, 1999 – 80 с.