На НГО, как и на любую формальную организацию, существенное воздействие оказывают внутренние и внешние силы. Как установить взаимопонимание между организацией и теми, с кем она вступает в контакт в рамках самого объединения и за его пределами?
Как создать общественное лицо организации, поддержать и сохранить ее репутацию? Как сделать свою организацию, и услуги, оказываемые ею, известными?
На эти и многие другие вопросы отвечает паблик рилейшнз (РR) – наука и искусство достижения гармонии посредством взаимопонимания. Приведем определения РR., принадлежащие специалистам в этой области:
«РR – это одна из функций управления, способствующая установлению и поддержанию общения, взаимопонимания между организацией и общественностью. Она включает в себя решение различных проблем: обеспечивают руководство организации информацией об общественном мнении и оказывает ему помощь в выработке ответных мер; обеспечивает деятельность руководства в интересах общественности; поддерживают в состоянии готовности к различным переменам путем заблаговременного предвидения тенденций; использует исследование и открытое общение в качестве основных средств деятельности»
Паблик рилейшнз. Что это такое? М.: Новости, 1990
«ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ (релейшнз) (англ. – pablic relations pablic – общественный +relations – отношения, связи) – общественные связи, (первонач. в США) – организация общественного мнения в целях наиболее успешного функционирования предприятия (учреждения, фирмы) и повышения его репутации. Осуществляется разными путями, но прежде всего через средства массовой информации. Искусство взаимоотношений между государственными (управленческими) структурами и гражданскими в интересах всего общества»
Словарь новых иностранных слов. М.: Издательство Московского университета, 1995
Паблик рилейшнз органично взаимосвязан с паблисити. ПАБЛИСИТИ ( англ. publisity) – публичность, гласность
1) неличностное стимулирование спроса на товар, услугу или деятельность посредством публикаций или получение благоприятных презентаций на радио, телевидении или сцене, которые не оплачиваются определенным спонсором;
2) публичность, гласность, известность, популярность, реклама».
Словарь новых иностранных слов. М.: Издательство Московского университета, 1995
Актуальность овладения членами НГО и благотворительных фондов искусством установления связей с общественностью, бизнесом и государственными структурами обусловлена тем, что сегодня в Украине у многих людей подорвана вера в порядочность лидеров, которые свои благородные лозунги и призывы реально не подкрепляют благотворительной деятельностью.
Мероприятия, проводимые НГО и благотворительными фондами иногда мало способствуют объединению усилий во имя бескорыстной помощи нуждающимся. В таких условиях каждой общественной организации важно сохранять свой авторитет и заручиться поддержкой общества.
Существует много путей реализации РR. для создания положительного имиджа в глазах общественности. Один из них – создание общественного пресс-центра, оснащенного компьютерной настольной типографией, ксероксом, лазерным принтером, факсом; диктофонами.
Вряд ли многие общественные организации могут себе это позволить. Поэтому для них главное – доверить такую работу энтузиасту, который умеет устанавливать и поддерживать постоянные контакты с журналистами, убедить людей в возможности проводимых организацией мероприятий.
В заключение – маленькое напутствие: беритесь за любое милосердное дело с чистыми руками и добрыми сердцами. Если оно действительно задумано для людей и ради людей – общественность и пресса непременно оценят ваши усилия. И воздадут по заслугам”.
Овладение искусством РR и паблисити необходимо НГО для:
• сбора материальных средств;
• привлечения новых членов;
• информирования общественности о том, чем вы занимаетесь;
• изменения отношения к какому-либо вопросу.
В конечном итоге информирование общественности посредством РR и паблисити поможет вам:
• расширить сферу услуг вашей организации и круг клиентов, которым они адресованы;
• привлечь добровольцев (волонтеров) для реализации миссии организации;
• подготовить мнение тех людей, которые принимают решения;
• улучшить имидж организации;
• сделать вашу организацию более известной в районе, городе, области, регионе, республике;
• получить финансовую помощь от спонсоров для реализации своих целей, программ и потребностей.
Итак, РR – это планируемые, продолжительные усилия, направленные на создание, поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимание между организацией и общественностью.
* – Азарова Т.В., Абрамов Л.К. Общественно – деловые отношения НГО – Кировоград: ЦПТИ, 1999. – 80 с., глава 1.