Опыт деятельности НГО убеждает в том, что обязательным условием эффективности фандрейзинга является привлекательность идеи организации для потенциального спонсора.
Идея, как правило, является формой выражения концептуального способа реализации миссии организации, т.е. она включает в себя четкое осознание цели дальнейшего развития НГО и методов преобразования действительности для ее достижения.
Учитывая то обстоятельство, что НГО как социальный организм имеет внутреннюю и внешнюю среду обитания, можно выделить два источника продуцирования идей: внутренний и внешний.
К внутренним источникам следует отнести идеологию, которая вырабатывается кадровым потенциалом организации: (лидер, Совет директоров, персонал, члены организации). При этом характерной особенностью является то обстоятельство, что идеология конкретной организации, выраженная в системе ее ценностей, как правило, совпадает с индивидуальным опытом, планами, потребностями персонала. Это совпадение является необходимым условием эффективного обмена информацией и необходимым условием оптимального поиска новых направлений деятельности организации.
Так, например, трудно себе представить, чтобы в организации, занимающейся проблемами совершенствования образования в Украине, отсутствовали специалисты, хорошо осознающие тенденции развития современного технологического общества и умеющих с учетом этих тенденций следить за профессиональным рынком сбыта, быстро и систематически описывать свойства человека, необходимого обществу, и оперативно проектировать образовательные программы.
Важной формой обмена информацией и поиска на этой основе новых направлений деятельности и перспективных мероприятий является проведение деловых совещаний с использованием метода “мозговой атаки”. Проблема такой встречи заранее определена, чтобы участники могли профессионально подготовиться, продумать свои предложения. Имеет при этом значение пространственное расположение участников в форме “круглого стола” для активизации взаимодействия. Ведущий вначале должен высказать надежду, что встреча будет носить деловой и конструктивный характер. В течении встречи он следит за регламентом, “удерживая” высказывающихся в рамках обсуждаемой проблемы, вовлекая “малоактивных”, останавливая “словоохотливых”, определяя порядок предоставления слов, задавая необходимые вопросы, подводя промежуточные итоги, давая заключительный комментарий найденных способов решения проблемы. Важно при этом отметить, что главное состоит не в том, чтобы победить в споре, а в том, чтобы продвинуться в решении проблемы. Важно отнестись к своей позиции не как единственно возможной, а суметь понять и даже принять иное мнение.
При конфликте мнений могут использоваться две формы:
• конкурентно-соревновательная;
• кооперативно-сотрудническая.
При конкуренции мнений могут создаваться согласительные комиссии или группы, включающие участников с противоположными взглядами, которые должны определить пункты, в которых мнения сходятся, найти пункты в противоположной позиции, которые нравятся или могут быть полезными для оптимального решения проблемы.
К источникам, получаемым из внешней среды, относятся идеи, почерпнутые в средствах массовой информации, программах донорских и спонсорских организаций, в беседах со специалистами, экспертами, клиентами организации.
В пособии “Все вирішують гроші Г (К.: Гурт, 1998) предлагается пирамида идей:
Идеи как таковые — 100%
Идеи, которые могут быть реализованы – 50%
Идеи, которые реализуются – 10%
Идеи, которые успешно реализуются – 2%
Отсюда авторы делают вывод: “Отже, якщо вас відвідала ідея, пропустить її крізь піраміду, застосовуючи найстрашніші тортури, і якщо вона виживе – ви маєте шанс зробити фандрейзинг на її основі, якщо ж – ви зберегли час і кошти, які б витратили на невдалу спробу” (с. 8) Удачно найденная идея, как правило, оформляется в виде проекта, в котором четко обозначается проблема, на решение которой он направлен, формулируются его цель и задачи, составляется рабочий план и бюджет, разрабатываются показатели для измерения степени достижения поставленных в проекте задач.
* – Азарова Т.В., Абрамов Л.К. Фандрейзинг для НГО – Кировоград: ЦПТИ, 1999 – 92 с., глава 3.