В современных условиях партнерские отношения между различными социально-экономическими объединениями являются одним из путей повышения эффективной организации их деятельности. Партнерство это взаимовыгодные отношения между двумя или более организациями, каждая из которых при этом сохраняет свою самостоятельность и независимость. Партнерские отношения оформляются документально на договорной основе и направляются на реализацию конкретных общих целей и задач.
Вот почему целесообразно сопоставить мотивационно целевые установки субъектов социального партнерства по признаку их сходства (близости). К общим моментам в организации деятельности НГО и учреждений культуры в этом аспекте мы отнесли следующее:
1. Тесное соприкосновение в реализации конечной цели деятельности, а именно:
способствовать формированию качественно нового, более гуманистического и культурного способа жизни; цивилизованные преобразования во всех сферах общественной жизни, достижение нравственно-эстетической консолидации духа народа, повышение его инициативы, творчества и особености к самовыражению.
2. Близость ценностных ориентаций, которые в свою очередь приводят к общности более частных целей (задач), стоящих перед субъектами партнерских отношений
З. Общность мотивационных побуждений членов НГО и клубных работников, для которых значительны ми являются не только экономические, собственнические мотивы, но ипрестиж, творчество, альтруизм.
Общность мотивационно-целевых установок субъектов партнерских отношений влияет и на сходство содержательного компонента деятельности НГО и учреждений культуры. И это не случайно. Ведь и те, и другие выполняют одну и ту же функцию: удовлетворяют, формируют и развивают социальные, творческие, национально-культурные интересы населения. Вот почему наиболее представленные направления деятельности общественных организаций (работа с молодежью, с женщинами, с ветеранами, с семьей, защита окружающей среды, развитие сельского хозяйства, просветительская деятельность, искусство и пр.) в той или иной форме (объединения по интересам, клубы досуга, литературно-музыкальные гостиные, клубы эрудитов и т. п.) реализуются в деятельности учреждений культуры.
Иногда представители соответствующего направления НГО используют потенциал домов культуры для реализации своих программных целей (своей миссии) или, наоборот, предоставляют им свои услуги. Однако такое взаимодействие носит стихийный, неорганизованный характер. Для упорядочивания этого процесса сотрудничества и придания ему целенаправленности и организованности, важно четко определить, какие услуги могут оказывать друг другу субъекты партнерских отношений. Современные научные исследования убедительно доказывают, что наиболее правильный путь решения этой проблемы – анализ структуры потенциальных возможностей каждого элемента партнерского взаимодействия. Учитывая это обстоятельство, при конкретизации видов услуг, оказываемых друг другу участниками межсекторного парнерства, мы обратились к анализу структурных элементов объекта партнерских отношений.
Современная экономика выделяет четыре структурных элемента (потенциала) культуры и искусства
(См: Г.Л. Гаукач, О.В. Федосова. Экономика культуры и искусства. — К.: Вища школа, 1992)
• личностный или кадровый;
• материально-технический;
• информационный;
• организационный.
Охарактеризуем каждую составную часть (структурный элемент) культуры вообще и в частности районных домов культуры (РДК). Эти элементы мы использовали для характеристики сильных и слабых сторон учреждений культуры. Такой подход позволил нам реализовать одну из наиболее важных задач нашего проекта — систематизировать и конкретизировать виды взаимовыгодных услуг для участников партнерских отношений.
Личностно-кадровый потенциал учреждений культуры включает в себя количественный и профессионально квалификационный состав творческих деятелей культуры, их организационно-хозяйственных помощников и сотрудников, а также административно-управленческий аппарат. Приведем данные кадрового потенциала учреждений культуры Кировоградской области (на 1 января 1998 г.)
Как видим, качественный состав работников учреждений культуры в Кировоградской области достаточно высок: 91 % из числа работающих имеют среднее или высшее образование. Что касается клубных работников, то специалисты с образованием составляют здесь 81,1%.
При этом многие работники имеют не только высокий образовательный ценз, но и являются носителями передового, новаторского опыта организации клубного дела, который они приобрели еще в доперестроечный период. Не только в области, но и в Украине известны своими творческими инициативами работники Бирковского и Разумовского (Александровского), Михайловского (Александрийского), Туриянского (Новомиргородского), Петрокорбовского (Нонгородковского), Камышеватского (Новоукраинского) СДК, которые создали при клубах своеобразные фольклорно- этнографические центры, где проводилась насыщенная интересная работа по организации досуга любителей народного искусства. Александровский РДК и его сотрудники являются опорно-экспериментальным учреждением культуры по работе с молодежью, и сегодня здесь функционирует молодежное объединение «Радуга», клуб эрудитов, молодежный театр.
Клубные работники Ольшанского, Новгородковского, Онуфриевского, Голованевского районов накопили интересный опыт работы с ветеранами войны и труда. На базе районных домов культуры под руководством клубных работников действуют творческие художественные коллективы, которые проводят ставшие традиционными праздники искусств.
Полагаем, нет необходимости далее перечислять творческие инициативы и находки работников учреждений культуры, дабы подчеркнуть их профессионализм. Важно обратить внимание на другое. Сегодня, в условиях переходного периода и кризисной экономической ситуации этот кадровый потенциал культуры оказался недостаточно приспособленным к новым демократическим тенденциям общественного развития. В отличие от предыдущей общественной системы, при которой каждый шаг работника культуры строго регламентировался и имел идеологическую направленность, культура независимой Украины исключена из сферы идеологии. Основы законодательства, определяя принцип культурной политики, утверждают приоритет национальных и общечеловеческих ценностей над классовыми и политическими интересами, а также подчеркивают недопустимость вмешательства в сферу творчества политических партий. Регламентация содержания, форм и методов культурной работы, при ее идеологической направленности, а также ограниченные рамки для проявления любой инициативы оказали отрицательное воздействие на личностно-кадровый потенциал работников учреждений культуры. Годами выработанная система стереотипов может быть разрушена только при помощи усиления профессиональной мобильности кадрового потенциала, которая предполагает изменение направления деятельности, переквалификацию и повышение квалификации работников культуры. Сегодня, в условиях противоречивой социокультурной ситуации в Украине, работнику учреждения культуры необходима информация о новых научных направления, технологиях, методах организации клубной работы. Специалистам в области клубной работы важно овладеть навыками анализа рынка с тем, чтобы использовать новые методы и формы удовлетворения спроса потребителей.
Итак, краткий анализ кадрового потенциала учреждений культуры позволяет выделить в нем как сильные, так и слабые стороны. К числу сильных сторон относятся: достаточный образовательный ценз, наличие позитивного опыта работы с социальным окружением. Сформированность этого опыта в рамках ушедших в прошлое общественных отношений не умаляет его достоинства. Вместе с тем ограничения в области специально организованной переподготовки работников сферы культуры отрицательно сказываются на их профессиональной мобильности. Среди персонала РДК фактически отсутствуют специалисты в области маркетинга, паблик рилейшнз, менеджемта, то есть тех направлений без которых невозможна эффективная оценка социально- культурной активности разных групп населения и учета ее в профессиональной деятельности.
Международный опыт свидетельствует о том, что в условиях рыночной экономики без специалистов в указанных выше сферах деятельности учреждения культуры не могут функционировать.
Вторым структурным элементом потенциала культуры является его материально-техническая база, которая включает в себя систему средств труда: здания, строения, машины, оборудование, музыкальные инструменты, киноаппаратура, реквизит и другие материально-технические ресурсы, необходимые работникам культуры для обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования учреждений сферы культуры.
Приведем количественные данные о сети учреждений культуры клубного типа по Кировоградской области:
1. Сеть на 1.01.97 —615
2. Сеть на 1.01.98 — 559
З. Уменьшение государственной сети клубных учреждений — 56
4. Ликвидировано клубных учреждений — 16
5. Передано на содержание КСП — 40
6. Передано на содержание других ведомств — 1
7. Созданы полифункциональные учреждения, клубы-библиотеки — 14
8. Центр культуры и досуга — З
Состояние помещений учреждений культуры клубного типа:
1. Всего клубных учреждений — 559
2. Количество специально построенных — 439
З. Количество приспособленных — 117
4. Требуют капитального ремонта — 248+
5. Аварийные 9
В районных центрах и малых городах дома культуры специально построены для клубной работы и имеют достаточное количество приспособленных помещений для кружковой работы, занятий, проводимых руководителями художественной самодеятельностью, для проведения массовых мероприятий. Хуже обстоят дела с материально-техническими ресурсами, необходимыми работникам культуры для обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования клубных учреждений. Аудио- и видеоаппаратура оставляют желать лучшего. Только в двух районных ДК имеется компьютерная техника, необходимая для полноценного функционирования информационного компонента потенциала культуры.
Информационный потенциал включает в себя специфические ресурсы и накопленные богатства культуры:
знания, методы, информация о них, культурные ценности, объекты материальной и духовной культуры, имеющие художественное, историческое, этнографическое и научное значение для формирования национального самосознания украинского народа, его общего и специального развития. Культурные ценности, имеющие исключительное значение для формирования национального самосознания украинского народа, определяются как объекты культурного достояния и заносятся в Государственный реестр национального культурного достояния.
В районных домах культуры имеются библиотеки, общественные музеи, архивные фонды. Состав этой части информационного потенциала минимален, что само по себе является объективным фактором, затрудняющим отдельным социальным группам граждан доступ к культурным ценностям.
Не намного лучше обстоят дела с таким важным элементом ценностей, как народная культура. Возрождение центров традиционного народного творчества, художественных промыслов, ремесел, создание при клубах музеев народного творчества и быта, школы народного искусства, фольклорно этнографические ансамбли по причине их слабой финансовой поддержки не оказывают должного воздействия на формирование национального самосознания, воспитание уважения к культуре, языку, традициям украинского народа и национальных меньшинств.
Низкий потенциал информационной составной культуры оказывает непосредственное воздействие и на общественную активность граждан, которые слабо реализуют свои права на образование творческих союзов, национальных товариществ, фондов ассоциации и других общественных организаций в сфере культуры.
Информационная составляющая потенциала культуры находит свое воплощение в различных оценочных материалах содержательно-отчетного илй проблемно-ориентированного направления. Известно, что важным средством эффективности применения доступной информационной базы является использование электронно-вычислительной техники, необходимой учреждениям культуры для получения, переработки, сохранения и выдачи информации. Однако, общеизвестно, что это условие в сфере культуры на местном уровне не реализуется.
Между тем, районным домам культуры для их полноценного развития необходимы систематизированные данные о результатах собственной деятельности, а также учреждений культуры, расположенных как в Украине, так и за рубежом. Информация, отражающая реальную картину об уровне развития культуры местного населения (в частности, статистические данные об услугах, получаемых ими в домах культуры, музеях, библиотеках, посредством телевидения и радиовещания ) поможет охарактеризовать существующий социально-культурный процесс и присущие ему проблемы, обеспечить возможность сравнительного анализа социокультурных ситуаций и определения совокупного социального эффекта развития культуры. Все это позволит изучить конъюнктуру рынка услуг, которые могут предоставляться домами культуры, а следовательно будет способствовать поиску новых решений проблем удовлетворения социальных и культурно-досуговых запросов. Данные об отечественных и зарубежных учреждениях культуры можно получить из информационного простора — системы «Интернет» – к сети которого районные дома культуры фактически не имеют доступа. Таким образом, для информационного обеспечения деятельности учреждений культуры им необходимо прежде всего иметь налаженную информационную службу, оснащенную компьютерной техникой.
Организационная составляющая потенциала культуры выполняет те же функции, что и общественная комбинация производственных процессов в системе продуктивных сил общества. И тем не менее функционирование РДК имеет свою специфику по сравнению с другими учреждениями культуры и в зависимости от особенностей территориальной единицы, на которой он расположен.
Сущность организационной составляющей потенциала учреждений культуры состоит в том, что она, с одной стороны, должна объединить все прежде рассмотренные элементы (кадровый, материально-технический, информационный), а с другой — создать организационные условия для связи со смежными учреждениями культуры и внешней средой, в том числе с общественными организациями своего региона и другими потребителями благ и услуг РДК.
Итак, анализ структурного потенциала учреждений культуры под углом зрения его взаимодействия с социальным окружением позволяет определить взаимную выгоду субъектов партнерских отношений.
* – Данный материал представляет собой Раздел ІІ концептуальной работы “Ресурсный центр как катализатор процесса межсекторного партнерства” (Азарова Т.В., Абрамов Л.К., – ЦПТИ, Кировоград, 1999. – 52 с.).