Слово “фандрейзинг” пришло в обиход общественных организаций из английского языка. Буквальный его перевод означает “получение финансирования”. В отечественной и зарубежной литературе, посвященной проблемам третьего сектора, это понятие наполнилось несколько иным содержанием. Оно употребляется как в широком, так и в узком смысле.
В широком смысле слова под фандрейзингом понимают сбор пожертвований для общественных и благотворительных организаций, то есть широкая трактовка данного термина включает в себя комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на привлечение разнообразных ресурсов, необходимых организации для реализации ее миссии.
Учитывая многообразие ресурсов, используемых НГО для достижения своих целей, авторы пособия “Все вирішують гроші” (К.: РЦ «Гурт», 1998) формулируют задачи фандрейзинга следующим образом:
• привлечение денег
• привлечение друзей
• расширение осведомленности общественности о деятельности организаций
• сбор новых идей для будущих проектов
• подтверждение работоспособности организаций
• просвещение общественности
Решение каждой из перечисленных выше задач требует особого подхода к разработке содержания, форм и методов соответствующего направления деятельности организации. Вместе с тем все эти виды деятельности на практике тесно взаимодействуют, поскольку направляются единой миссией. Так, например, для расширения осведомленности общественности о деятельности НГО и создания положительного имиджа организации необходимо устанавливать тесные связи со средствами массовой информации. Руководители организации дают интервью на радио, телевидении по наиболее актуальным проблемам развития НГО. Ответственные за связь со СМИ регулярно готовят для прессы материалы, освещающие деятельность организации. Подтверждение работоспособности общественной организации требует не только широкого освещения результатов ее деятельности, но и проведения необычных, увлекательных мероприятий, вызывающих интерес у прессы, государственных структур, бизнеса и социума, в котором действует организация. Привлекая денежные средства для собственного развития, организация не может не опираться на поддержку друзей, волонтеров, сбор и продуцирование идей для будущих проектов.
Итак, в широком смысле слова фандрейзинг – это привлечение человеческих, материальных, информационных ресурсов для достижения миссии общественной организации. То есть фандрейзинг как широкое понятие включает в себя получение помощи от спонсора не только деньгами, но и товарами, услугами и пр.
* – Азарова Т.В., Абрамов Л.К. Фандрейзинг для НГО – Кировоград: ЦПТИ, 1999 – 92с., глава 1.